Что такое рефлексия в психологии? Понятие и сущность рефлексии

22, 1: Однако и собственное самосознание мы можем использовать во вред самим себе. В частности, речь идет о рефлексии — нашей способности изучать и осознавать самих себя, наблюдать за собой и анализировать потребности и мотивы, стоящие за нашими действиями. Без рефлексии невозможно никакое изменение себя, корректировка жизненного пути. Она - необходимое условие усвоение нами жизненного опыта. Но что произойдет, если рефлексии станет слишком много, если перестараться? А получится избыточная, или назойливая рефлексия. Иногда ее для простоты называют гиперрефлексией но важно тогда не путать ее с неврологическим расстройством. Гиперрефлексия — это вечно бдительный внутренний наблюдатель, отслеживающий каждое действие человека, каждое его побуждение к действию. Руководствуясь готовыми правилами и шаблонами, внутренний наблюдатель проверяет каждый шаг на соответствие этим шаблонам, и если обнаруживается отклонение, быстро дергает за соответствующий рычаг:

Рефлексия как механизм саморазвития

Я Рефлексия Рефлексия от лат. Термин появился первоначально в философии, затем стал популярным в других областях знаний, в том числе в психологии. Было сформировано отдельное направление интроспективная психология на основании трактовки Джона Локка рефлексии как особого источника знаний.

Саногенная рефлексия является фактором развития эмоциональной .. что значимо выделяется защитная рефлексия при переживании страха.

Степанова описывается достаточно много видов рефлексии. Психологические знания данного типа рефлексии обеспечивают, в частности, проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности. При таком подходе акцент ставится на результаты рефлексирования, а не на процессуальные моменты проявления этого механизма; - Коммуникативная рефлексия - рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении.

Она выступает как важнейшая составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется А. Бодалевым как специфическое качество познания человека человеком. Коммуникативный аспект рефлексии несет ряд функций: Эти функции выражаются в смене представлений о другом субъекте на более адекватные для данной ситуации, они актуализируются при противоречии между представлениями о другом субъекте общения и его вновь раскрывающимися индивидуальными психологическими чертами.

В одном из эпизодов этого интервью я впервые столкнулся с проблемой происхождения и природы рефлексии. Вот этот фрагмент об эвакуации из Ленинграда по Ладоге весной года: Мы благополучно доехали и попали на так называемый эвакопункт. И оттуда нас отправили в Вологду. Я помню эту дорогу в Вологду. Я боялся, что меня выкинут из поезда, потому что из вагона в то время товарный вагон, конечно выбрасывали людей.

Рефлексия экзистенциальная включает: оценку сложности ситуации . ведущих к переживанию страха неудачи, чувства вины, стыда.

Развитие личностной рефлексии Рефлексия — это особый навык, который заключается в умении осознавать не только направленность внимания, но и отслеживать свое психологическое состояние, ощущения и мысли. Она представляет собой способность наблюдать за собой со стороны, так, будто вы смотрите на себя глазами постороннего. Рефлексия подразумевает умение видеть, на чем сконцентрировано внимание и куда оно направлено.

В современной психологии под данным понятием подразумевается любое размышление личности, которое направлено на самоанализ. Это может быть оценка своего состояние или поступков, а также размышление над какими-то событиями. Причем глубина рефлексии напрямую связано с уровнем образованности человека, его способностью контролировать себя и моральностью. Основная роль рефлексии в жизнедеятельности индивидуума Именно рефлексия является основным источником появление новых идей.

Если рассматривать данное явление в качестве метода построения картины осуществленной деятельности, то можно отметить, что рефлексия дает определенный материал, который впоследствии может стать основой для наблюдения и критики. Человек в результате такого самоанализа изменяется.

Рефлексия. Учимся на своих ошибках

Козлов Рефлексия Рефлексия - обращение человеком своего сознания на свое или чужое мышление и поведение, на приобретенные знания и совершенные поступки, понимание и анализ своих мыслей, чувств и мотивов. Можно сказать, что рефлексия есть обращенность сознания на себя. Тут имеется в виду, что мысль, речь, воображение и др. Рефлексию следует отличать от самосознания. Не всякая рефлексия - обращение сознания на свое знание - становится самосознанием.

Самосознание есть такая рефлексия, при которой ее предметом становится знание себя.

Рефлексия, возникающая в результате воздействия эмоциогенных ситуаций , ведущих к переживанию страха неудачи, чувства вины, стыда, обиды и.

Соотнесение с сетевым подходом В философии Вид форма теоретической деятельности, направленной на осмысление своих собственных актов и законов, по которым они совершаются. Это внутренняя деятельность, но направлена она не на осмысление себя, а на осмысление ситуации, проблемы, с дальнейшим выходом из нее. В психологии Процесс самопознания, субъектом внутренних психических актов и состояний Процесс осознания состояния другого через вживание в его ситуацию, размышление о нем.

В социальной психологии Осознание субъектом группой, общностью того, как они в действительности воспринимаются и принимаются другими партнерами по общению. Понимание другого путем размышления за него. В педагогике Соотнесение с нормами, эталонами. Давыдова смысл рефлексии как особого познавательного действия заключается в уточнении своих знаний, в выяснении основания своих знаний, в раскрытии их сущности через анализ и обобщение.

Технология рефлексии в педагогическом процессе понятие рефлексии от лат

Философское определение рефлексии связано с размышлением индивида о самом себе, самонаблюдением, анализом собственных действий, мыслей, эмоций, обращением сознания на себя, размышлением о своем внутреннем состоянии. Рефлексия — это всегда порождение нового знания в сознании индивида. Психологи рассматривают рефлексию как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

А в социальной психологии рефлексия - это не только знание и понимание субъектом самого себя, но и осознание им того, как он оценивается другими индивидами, как ими воспринимается.

Об этической оптике и нравственной рефлексии. Детство – это период, когда Этим стыд отличается от страха. Стыд – страховочный пояс.

Рассказать Рекомендовать Под рефлексией понимается навык, который позволяет не только контролировать направленность внимания, но и осознавать собственные мысли, ощущение и общее состояние. Благодаря рефлексии человек имеет возможность наблюдать за собой со стороны и видеть себя глазами людей, которые его окружают. Рефлексия в психологии подразумевает любые поползновения личности, направленные на самоанализ. Они могут проявляться в оценке своих поступков, мыслей и происходящих событий.

От того, насколько человек образован и умеет себя контролировать, будет зависеть глубина рефлексии. Психологическое содержание Рефлексия в психологии занимает важное место в интегральной структуре личности, о чем свидетельствует широкий спектр признаков и ее многофункциональность.

Страх из 2009 года

Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Доманский В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

И вдруг рефлексия напомнила, как я сам пошел когда-то навстречу страху бесконечности и прошел сквозь страх. Если я не испугался бездны.

Ссылка для цитирования Рассматривается феномен рефлексии как философская проблема, как предмет научно-психологического изучения и как характеристика человеческого существования. В центре статьи находится проблема амбивалентности рефлексивных процессов. В одних исследованиях прослеживается связь рефлексии с депрессией, невротизмом и пессимизмом, другие же работы обращают внимание на позитивную роль рефлексии в процессах адаптации и саморегуляции личности.

Для разрешения данного противоречия предложена дифференциальная модель рефлексии личности, в которой выделяется несколько типов рефлексивного самоотношения, в числе которых как способствующие, так и мешающие эффективной саморегуляции жизнедеятельности личности. Изначально оно обозначало внутреннее обращение на самого себя, и только позднее приобрело переносный смысл отражения. Локк предложил разделить опыт на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир.

Соответственно, идеи имеют своим источником либо внешние объекты, либо деятельность нашего ума . Первый источник познания Локк называет ощущением, а второй — рефлексией. Таким образом, возникает понятие рефлексии как способности познавать свою умственную деятельность подобно тому, как мы познаем внешние нам предметы. Она появляется в процессе развития не сразу, потому что требует внимания. Рассуждения о собственной внутренней деятельности появляются только в зрелом возрасте, и то не у всех.

Дальнейшее развитие представлений о рефлексии было связано преимущественно с идеями классической немецкой философии. Кант говорит о сознании самого себя апперцепции , разделяя Я как субъект мышления чисто рефлектирующее Я , о котором мы ничего больше сказать не можем, так как это совершенно простое представление, и Я как объект восприятия, стало быть, внутреннего чувства, которое содержит в себе многообразие определений, делающих возможным внутренний опыт см.

Ясно, что таким образом мы можем продолжать до бесконечности:

Уровни 164